Самое главное — вернуть ткани её первоначальный вид. Для этого делают своеобразный «компресс». На большом столе раскладывают сложенное вдвое хлопчатобумажное одеяло и расправляют его так, чтобы нигде не было складок. Замачивают в горячей воде простыню, отжимают её и стелят на одеяло. Поверх — сухая простыня, причём нигде не должны быть видны края мокрой простыни, иначе на бархате появятся пятна. Простыни надо расправить очень тщательно, чтобы не было не только складок, но и малейших морщин. Теперь можно расстилать бархат. Его прикалывают по краям булавками через каждые 4-5 см — сначала по длине, потом по ширине, равномерно натягивая ткань. Бархат кладётся только в один слой. После этого на бархат накладывают сухую, а затем мокрую простыню — так же аккуратно расправленные. Сверху — ещё одно одеяло. «Компресс» оставляют на сутки, после чего бархат вынимают— он имеет совершенно идеальный вид.
Так можно «разгладить» бархат, который у вас долго лежал. Если же вы хотите реставрировать старое платье, распорите его — срезайте нити маленькими ножницами, стараясь не растягивать ткань в местах, где проходил шов. Нитки не вытягивайте — просто встряхните распоротые детали. Потом поместите их в «компресс», прикалывая каждую деталь.
Если вам надо постирать распоротую вещь — бархат хорошо отстирывается в мыльном растворе. Его нельзя тереть, выжимать, выкручивать — прополоскав в обычной воде, сразу же повесить за края над ванной. Как только вода стечёт, детали кладутся в «компресс», но уже без мокрых простыней. Когда бархат высохнет, его можно заново раскроить, чтобы сшить новую вещь. Пока вы работаете, храните бархат в подвешенном состоянии, иначе образуются новые заломы. Лучше всего пришить к деталям длинные — 8-10 см — нитяные петли, а потом повесить детали на обычную вешалку. Для готового платья вешалку надо обтянуть мягкой тканью.
Бархат шить сложно: остаются следы даже от намётки, не говоря уже о швах. Поэтому надо быть очень внимательной при примерке. Сметывать детали тонкой иглой и тонкими нитками, делая по возможности мелкие стежки. Машинная строчка должна проходить на небольшом расстоянии от намётки, иначе её трудно будет выдернуть. Игла — тонкая, нитки N№50-60. Лучше шить панбархат на тонкой подкладке, которая кроится не по долевой, а по поперечной нити. Если же шьют без подкладки, то по всей длине шва подкладывают полоску ткани шириной 2 см, скроенную по поперечной нити. Намётку вытаскивают по частям, подрезая ножницами, чтобы случайно не повредить ткань.
Если платье надо погладить, на гладильную доску положите хлопчатобумажное одеяло, на него сложенную вчетверо простыню, смоченную а горячей воде, а сверху — сухую простыню. Все это привяжите к доске так, чтобы было удобно работать. Ворсом вниз натяните на доску платье и осторожно водите очень горячим утюгом, не касаясь платья. В том случае, если платье слишком измято, можно положить на изнанку платья чуть влажную тряпку. Утюг не должен её касаться.
Можно поступить и иначе. Поролоновую губку размером с утюг смочить в горячей воде и хорошо отжать Накрыть полотняной тряпкой. Сильно нагреть утюг и на короткое время поставить его на поролоновую губку. Как только от губки пойдёт пар, утюг снять и сразу же приложить к губке измятую часть платья, лёгкими движениями расправить ткань. Как только испарение влаги с губки прекратится, снова нагреть утюг и поставить его на минуту на губку — утюг, как видите, в глажении как бы и не участвует. Губку приходится несколько раз смачивать, но после этого руки надо вытирать насухо, иначе на платье останутся следы.