Дети имеют право на плохое настроение — как и взрослые. Теоретически, На практике же я буквально выхожу из себя, когда, например, дочка, возвращаясь к обеду домой, швыряет свой ранец в угол, заглядывает на кухню и. презрительно пробурчав: «Опять твой борщ!», уходит в свою комнату, громко хлопнув дверью. При этом я знаю, что раздражение дочери со мной никак не связано.
Дети — великие мастера срывать своё недовольство на других. А кого они выбирают мишенью? Нас, любящих, всё понимающих матерей. Младенцы хнычут, двухгодовалые проявляют упрямство, школьники — нахальство.
Для этого, с их точки зрения, всегда есть причины: мы что-то им запретили, они в чём-то потерпели неудачу, плохое самочувствие или же у них как раз переходный период в развитии. Родители должны держать себя в руках. Промучившись целый день со своим нытиком, мы ведь тоже оказываемся в дурном расположении духа. Рано или поздно теряем самообладание. Замыкаемся в себе. Например, наказываем маленького мучителя ледяным молчанием.
Отказ в любви как последнее средство? Понять можно, но часто это чревато тяжёлыми последствиями. Потому что ребёнок начинает думать: «Как только у меня портится настроение, мама сразу перестаёт меня любить». Или приходит к выводу: «Никто меня не понимает». Это фатально, ибо ребёнок особенно сильно нуждается в нашем внимании как раз тогда, когда он не переносит сам себя. Наш маленький мучитель должен чувствовать, что мы его любим.
С другой стороны, он не должен думать, что ему можно трепать нам нервы при всяком душевном расстройстве.
Я знаю достаточно матерей, которые из ложно понимаемой терпимости позволяют своим детям вить из себя верёвки, мирятся с их капризами и выходками. Что отнюдь не идёт им на пользу. В конце концов малыши должны учиться обуздывать свои эмоции. Это — урок для их будущей жизни: способность включаться в какое-нибудь сообщество означает также умение владеть собой, не выплёскивать своё раздражение на близких, друзей, коллег. Главное правило: не заражаться настроением маленького нытика. Как только я почувствую, что во мне закипает гнев, я сперва делаю глубокий вдох и медленно считаю до десяти, прежде чем как-то реагировать. Потом пытаюсь выяснить, что кроется за плохим настроением ребёнка: может быть, дочь разозлилась в школе на учительницу или её отшила подруга? Важно удержаться от скоропалительных заявлений, проявить вместо этого искренний интерес: «Отчего ты так сильно расстроилась?» Если ребёнок чувствует, что его принимают и понимают даже в плохом настроении, что можно выплакаться, дать волю своему гневу, он, как правило, быстро выходит из депрессивного состояния.
Мы знаем это по себе: если кто-то просто выслушает нас, когда набопело, состояние уже значительно улучшается.
Однако не следует заходить слишком далеко в нашей ласковой заботливости. Нужны какие-то границы.
Конечно, мы можем предложить ребёнку «помощь для самопомощи», подтолкнуть его на правильный путь. Но потом он должен постараться самостоятельно совладать со своим настроением. Если же маленький тиран продолжает приставать к нам, да ещё, чего доброго, пинаться, царапаться, то надо положить этому конец. Такое поведение нельзя игнорировать, надо чётко показать, что мы это не потерпим. Эффективное средство: отойти. Если ребёнку меньше двух лет, можно на короткое время покинуть помещение. Детей постарше можно отвести в их комнату, закрыть за ними дверь (никогда не запирать!), сказав, что они могут вернуться, когда успокоятся. Если с первого раза не поможет, терпеливо повторить процедуру. Опыт показывает, что это действует даже на двухгодовалых упрямцев.
Если ребёнок замечает, что мы строго осуществляем то, о чём говорим, это, как правило, быстро приводит их в чувство,
Например, когда я везла дочь из надоевшего ей детского сада домой, она, сидя в машине сзади меня, постоянно пинала ногами моё сиденье. Призывы прекратить это не помогали. Тогда я выключила мотор и объявила, что поеду дальше только тогда, когда она прекратит пинаться. Это возымело своё действие. Дочь сразу же исправилась.
Конечно, если дурное настроение не проходит очень долго, то за этим, возможно, кроется более серьёзная проблема. Так, у четырёхлетнего сына моей знакомой плохое настроение сохранялось в течение нескольких месяцев, пока его мать не выяснила, что дети в детском саду не принимали его в свою компанию. После разговора с воспитательницей всё уладилось. А моя дочь после рождения братика чувствовала себя отодвинутой на задний план, капризничала. Кризис прошёл только после того, как мы с мужем стали выделять время для игр и общения только с нею.
Журнал «Мой кроха и Я», №1-2/2001