Для многих из нас понимание Великого поста, прежде всего, связано с традициями питания в этот особый период. Кто-то считает, что в это время надо голодать, кто-то — что пора садиться на диету. Что же входило в «постное меню» того времени? Соблюдение Великого поста для обычных людей не означило «голодания». Только великие сподвижники Церкви могли подвизаться на такие подвиги.
Если говорить о бытовой стороне этого периода религиозной жизни, то даже посуда, которой накрывали стол в эти дни, была особой, специально предназначенной именно для Великого поста. В другие дни ею не пользовались. Первым днём Великого поста является Чистый понедельник. В этот день все хозяйки убирали свой дом, мыли, чистили, закупали «постные» продукты.
В дореволюционное время в России весь ассортимент продуктов на рынках в это время был «постным». Грехом было выложить на прилавок скоромную пищу. «Постные рынки» были многоголосы и многолюдны. Предлагалась масса продуктов для «постного» стола: сухие и солёные грибы, горох, редька, кислая капуста, баранки всех видов, ягоды: клюква, морошка, черника, солёные огурцы, морковь, лук, репа, свёкла, всевозможные соленья, даже солёные арбузы. Из ягод хозяйки готовили компоты, кисели, с ягодами же пеклись пироги и пирожки, из картофеля делались картофельные котлеты, например, с сушёным черносливом. Казалось бы, простые, повседневные продукты обретали во время Великого поста особый спасительный смысл. Изобилие «постного рынка», казалось, не знало предела: покупателям предлагались разные виды хлеба (маковый хлеб, сайки, бублики), не обходилось и без лакомств — засахаренного миндаля, рябиновой пастилы.
На Благовещенье, если только оно не приходилось на Страстную неделю, и в Вербное воскресенье на «постном столе» разрешалась рыба. Например, на Благовещенье пеклись кулебяки с осетриной, сёмгой. Также «благовещенская» кулебяка могла быть и с грибами, и с печёнкой налима, с икрой судака под рисом. В Лазареву субботу (перед Вербным) можно было есть икру, но не рыбу.
Хозяйки того времени знали массу рецептов традиционной в Великий пост еды. Важным продуктом были различные крупы. Фавориткой стала гречневая крупа. Из гречневой муки пекли постные блины с луком, гречку могли просто поджарить особым образом с луком и это тоже оказывалось наивкуснейшим блюдом.
Кроме киселей и компотов, русские православные любили попить кваску. И «постный рынок» им также давал такую возможность. Предлагались разные сорта кваса — квас хлебный, квас кислощейный, квас солодовый, квас бражный, квас с имбирём…
Также большим спросом пользовался мёд: малиновый, липовый, гречишный. Продавалось варенье, разноцветный великопостный сахар, масляная халва, пряники. Масло, на котором всё готовилось (кроме первой и последней недели поста), тоже было разных сортов: подсолнечное, маковое, горчичное, ореховое. Как мы видим, «постный рынок» мог удовлетворить любые запросы на любой вкус.
Страстная неделя — самое эмоционально напряжённое по переживаниям верующих время Великого поста.
В Великую Субботу начинали святить куличи и пасхи, в домах всё было убрано до блеска, в церквях на образах лежали венки из розочек.
И вот, когда душа верующих уже совсем истомилась от ожидания небесного света и воскрешения Христа, наступала Пасха!
Главными атрибутами Пасхи стали раскрашенные яички и пасхальные куличи. В дореволюционной России на Пасху выпекались ещё «греческие бабы», позволялись домашние фейерверки, а яйца могли быть сахарные. Но главным при этом было всеобщее ликование «Христос воскрес!» и приходившая на смену внутренним сопереживаниям мучениям Христа великая радость освобождения и особое восприятие света, льющегося с небес.