Как помочь ребёнку научиться проявлять себя с рождения

17 февраля 2009

«Все мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны», — в этих словах Антуана Де Сент Экзюпери удивительно точно отражается суть формирования человека. Именно в раннем детстве закладываются основы отношения к самому себе, к другим людям, да и ко всему окружающему миру. Полученные представления мы берём с собой во взрослую жизнь, и нередко проносим через все последующие годы. Педагоги и психологи разработали множество различных систем воспитания детей, однако все специалисты, пожалуй, сходятся в одном — основная роль в становлении личности, безусловно, принадлежит родителям.

Всем нам хочется видеть своего ребёнка счастливым, но, увы, далеко не каждый из нас, таких умных и взрослых, осознаёт, что по-настоящему счастливым человеком может быть только человек внутренне свободный, а между тем, это именно так.

Вот и получается, что первоочередная задача родителей — помочь своему ребёнку открыто проявлять себя во всех сферах жизни. Основа для открытого восприятия жизни закладывается в самом юном возрасте и опирается на чувство защищённости, которое маленький человечек испытывает в окружении родителей и знакомых ему с младенчества любимых предметов и игрушек.

Маме малыша очень важно постоянно осознавать, что она является тем человеком, в котором сосредоточен для маленького весь огромный мир. Вот почему именно от того, как мама общается с ребёнком в пору младенчества, во многом зависит, станет ли этот мир доброжелательным ко всем разнообразным проявлениям, присущим человеку.

Большинство современных педагогов сходятся в том, что методики воспитания, построенные на системе многочисленных ограничений, распространённые в недавнем прошлом, сегодня утратили свою актуальность. На смену им пришли новые педагогические воззрения, в основе которых лежит внимательное и заинтересованное наблюдение за малышом, которое даёт возможность родителям заметить те или иные внутренние склонности ребёнка и помочь их свободной реализации.

Именно благодаря новым принципам педагогики, в последние десятилетия родители всё чаще используют именно поощрение в общении с малышом. Побуждая маленького исследователя к движению, родители стимулируют тем самым любопытство, присущее малышу от природы. Может быть, именно это любопытство обернётся в дальнейшем стремлением к познанию, дающим человеку редкую возможность получать истинное удовольствие от самого процесса обучения. Кажется парадоксальным, но истинная тяга к знаниям, о которой так мечтает большинство родителей подростков, формируется в те моменты, когда наш малыш, ещё не умеющий ходить, перемещаясь на четвереньках, с восторгом изучает окружающий его прекрасный и удивительный мир.

Очевидно, что любые формы психологического и тем более, физического насилия над личностью ребёнка, в рамках этой системы воспитания оказываются абсолютно неприемлемыми, а прямой запрет используется только в тех случаях, когда жизни или здоровью малыша угрожает реальная опасность.

Родителям, опирающимся на «систему комплиментов» и использующим любой, даже самый малозначительный повод похвалить своего малыша за тот или иной поступок, удаётся взаимодействовать с ребёнком в обстановке постоянной доброжелательной опеки.

Говоря о гармоничном развитии ребёнка, невозможно не вспомнить, что большую часть времени маленькие дети проводят в игре, и, следовательно, роль игры и игрушки в развитии личности невозможно переоценить. Детские психологи настойчиво советуют родителям с повышенным вниманием относиться к выбору игрушек для своего малыша. Оптимально, если выбранная вами игрушка не только соответствует возрасту ребёнка и дарит ему множество положительных эмоций, но и приятна на ощупь и стимулирует дальнейшее развитие малыша. Существуют даже интерактивные компьютерные игры для самых маленьких, которые помогают развивать память, органы чувств и воображение ребёнка.

Огромное значение для формирования свободной личности имеют совместные игры ребёнка с родителями. Именно в таких играх родители получают поистине неоценимую возможность по-настоящему узнать своего подрастающего сына или дочку. Ведь даже самый маленький ребёнок уже, несомненно, отдельная личность с собственными внутренними переживаниями, далеко не всегда доступными окружающим. Внимательно наблюдая за тем, как маленький ребёнком ползком передвигается по квартире, ощупывая и рассматривая все попадающие в поле зрения предметы, мама, конечно, заботится о его безопасности. Всё, что может представлять угрозу для малыша (например, любимые мамины статуэтки и вазочки) убирается подальше «до лучших времён», и ребёнок получает возможность без ограничений знакомиться с окружающим миром.

Игра хороша ещё и тем, что в ней совершенствуются не только психологические, но и физические качества ребёнка. Не страшно, что родителям, скорее всего, придётся провести некоторое время, перемещаясь по полу на четвереньках. Догоняя маму или папу, а может быть, убегая («уползая») от них, малыш развивается, как эмоционально, так и физически, исподволь осваивая навыки взаимодействия с окружающими людьми.

Марина Шашкова по материалам сайта Клуба НЕСТЛЕ «Любимые детки»

 
 
 
Автор/источник: Женский журнал ASK WOMAN

теги:
www.katarina.su - женский клуб

Rambler's Top100