Раннее развитие ребёнка — одна из самых актуальных родительских тем в последнее время. Учёные разных стран доказывают, что гениями не рождаются — ими становятся, а основа одарённости и таланта закладывается в раннем детстве, тогда, когда, как нам кажется, малыш ничего не понимает.
Методик раннего развития малышей великое множество, многие из них были разработаны иностранными исследователями. Самой известной отечественной методикой развития малышей является методика питерского учёного Николая Зайцева.
Николай Александрович Зайцев — наш современник, он родился в 1939 году, спустя полсотни лет упорного труда, в 1989 году выпустили первые пособия — кубики Зайцева.
Основа методики Зайцева
Ключевым отличием и основой всей методики является другой взгляд на единицу языка. По мнению Зайцева, единицей является не слог, а склад. Склад — это пара букв, состоящая из гласной и согласной букв. Эти склады Николай Александрович разместил на гранях кубиков.
В зависимости от того, какие звуки состоят в складе, кубик имеет определённый цвет, размер и характерный звук. Кубики со звонкими складами заполнены чем-то звенящим, например, кусочками металла, глухие склады заполняют деревяшками, которые издают глухой звук. Кубики с гласными складами заполняют медными монетками. Определённые буквы обозначены своим определённым цветом, это помогает детям запоминать буквы.
Дети схватывают склады буквально с первого взгляда, многие дети после трёх-четырёх занятий начинают уже читать склады и постепенно учатся читать любые слова.
К кому применима методика Зайцева?
Ответ на вопрос прост: всем. По методике Зайцева можно заниматься с детьми любого возраста, даже если вашему малышу только полгода, ему всё равно будет интересно поиграть с яркими, «звучащими» кубиками, постепенно он выучит склады и начнёт читать. Даже если ваш ребёнок окончил первый класс и вроде бы научился читать по обычной классической школьной схеме (когда учат буквы по отдельности, а потом складывают их в слоги), ему также будет интересно заниматься с кубиками Зайцева. Этими занятиями вы сможете исправить многие проблемы, возникающие во время чтения, также уходят многие логопедические проблемы после занятий по методике Зайцева.
Кроме кубиков методика содержит и таблицы, которые нужно пропевать, а не читать, это также способствует развитию речи, овладению навыком чтения.
Естественно, возраст малыша играет не последнюю роль в занятиях по методике Зайцева, чем младше «ученик», тем медленнее будет происходить овладение чтением. Как показывает опыт, трёх-четырёхлетние дети буквально через три-четыре занятия начинают читать, а через приблизительно16 занятий ваш малыш сможет прочесть название улицы, по которой вы гуляете.
Как проходят занятия
Стандартное занятие по методике Зайцева длится 25 минут, однако, это не обычные уроки — это настоящая игра, происходящая в непринуждённой обстановке. Дети чувствуют себя абсолютно комфортно, им можно сидеть, лежать, ходить. Ребёнку можно сразу дать весь набор кубиков, маленький мозг необычайно развит, не надо бояться, что это чрезмерная нагрузка на ребёнка, наоборот, ознакомившись со всеми кубиками сразу, малыш будет легко с ними играть, и начнёт ориентироваться по цветам и размеру.
Занятия можно начинать с самого простого. Просто в процессе складывания кубиков читать малышу склады, сложить его имя, потом перевернуть кубики и снова прочесть что получилось. Чаще всего получается нечто несозвучное, если просто перевернуть кубики, но это малышей веселит, они радуются и с удовольствием занимаются.
Многие детские сады и школы применяют методику Зайцева как ключевую обучающую методику для детей. Занятия, как правило, также проходят в свободной лёгкой форме. Текст пишется на большой таблице, глядя на неё, у детей не портится зрение, а благодаря тому, что они могут свободно менять позу, не портится осанка. Малыши с удовольствием читают и поют различные склады и учатся читать.
Обучение во время игры — самое действенное и результативное, это доказано многими исследователями. А если учесть примеры тех детей, которые занимались по методике Зайцева, то многие дети, обучение которых начиналось в три года, к семи годам были готовы учиться уже в третьем классе обычной школы, а не в первом, как это принято при классической схеме обучения.
Преимущества методики Зайцева
Преимуществ неоспоримо много. Учёные уже доказали, что к семи годам мозг ребёнка развивается не так активно и самый лучший период для развития малыша три-четыре года. Если в это время начать занятия, к семи годам ваш малыш будет знать основную массу знаний из программы начальной школы. Однако это не значит, что ему будет неинтересно ходить в школу и у него будут сложности в общении со сверстниками.
Ранее развитие детей для многих родителей стало основным занятием, которому они посвящают себя в течение декретного отпуска, многие дети, которые идут в школу в семь лет уже знают многое из школьной программы и значит, ваш малыш там будет не единственный.
Частные школы, гимназии и другие учебные заведения несколько иного плана, чем обычная стандартная школа с удовольствием возьмут вашего малыша на обучение и смогут развивать его дальше, основываясь на тот фундамент, что вы заложили.
Кубики Зайцева
Набор Зайцева состоит из 52 кубиков, все они имеют разный размер, вес, цвет и наполнение. На гранях кубиков нарисованы склады, написанные наподобие слогов (Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ, П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ и т.д.). Также к кубикам прилагаются таблицы.
Кубики можно приобрести в готовом виде, можно сделать самостоятельно из наборов, имеющихся в продаже, а можно полностью смастерить самим, используя те кубики, которые есть у малыша, или склеив их из картона.
Марина Курочкина