Вопрос:
Когда пятимесячная дочка плачет без причины, я стараюсь не брать её на руки, хотя сама страдаю в этот момент. Мне сказали, что добиваться плачем желаемого войдёт у неё в привычку. Это так?
Ответ:
Начнём с того, что плакать, как вы говорите, без причины ребёнок не может. Кроме того, судя по вашему признанию, во время этого плача ваши страдания «удваиваются»: плохо ребёнку, плохо вам. Поэтому никого не слушайте, поступайте с учётом поведения вашей девочки и своих желаний понять её и помочь ей. Любовь, внимание, ласка, забота ещё никого не испортили и не «наградили» плохими привычками.
Установка не брать плачущего младенца на руки, чтобы это не вошло у него в привычку, — заблуждение многих мам. Оно уходит своими корнями в не совсем далёкие времена, когда, к сожалению, даже некоторые именитые психологи внушали родителям подобные принципы воспитания грудных детей.
Существуют и другие стереотипы, которых молодые мамы стараются строго придерживаться: Приучайте грудного малыша регулярно пробовать новую пищу, иначе потом будет трудно заставить его есть разнообразные продукты. Или: не позволяйте ребёнку спать при свете лампы, в противном случае он не сможет в дальнейшем засыпать в темноте. Со временем жизненный опыт убеждает каждую женщину, что эти и многие другие правила ошибочны. Не становитесь жертвой подобной логики и не проводите вредных экспериментов над своей крохой. Вам и сейчас понятно, что девочка не будет всю жизнь сидеть у вас на руках, питаться грудным молоком и засыпать только при свете ночника.
Следует понять, что такого рода привычки не вечны и бесследно проходят, когда потребность, лежащая в их основе, исчезает. Ребёнок прекратит плакать, если его утешить. Он начнёт проявлять интерес к разнообразной пище, когда удовлетворится потребность в знакомом и похожем. Он перестанет бояться темноты и будет прекрасно спать без света лампы.
Иначе обстоит дело с привычками, которые принято называть дурными. Отрицательные привычки складываются у малыша стихийно, возникают на основе случайно использованного им способа удовлетворения своих потребностей. Если этот способ оказался результативным и доставил ребёнку удовольствие, то он начинает его применять в соответствующих условиях. Например, так у малыша возникает плохая привычка сосать палец во время засыпания.
Чем продолжительнее по времени укрепляется такая привычка, тем труднее отучить от неё ребёнка. Особенно сложно менять привычки у детей инертного типа нервной системы, для которых всякая перестройка уже сложившегося способа действия представляет большой психический труд.
Женщина, которая с первых минут жизни своего ребёнка проводит с ним много времени, должна заметить некоторые особенности его нервной системы: как быстро он к чему-то привыкает, в чём проявляются его привычки, насколько они прочны, с какой лёгкостью они меняются.
Всё это существенно повлияет на последующее повседневное поведение ребёнка, когда придётся вырабатывать у него необходимые привычки путём намеренного их воспитания: личным примером, напоминанием, механическим повторением, доведением до автоматизма. Это такие привычки, как вовремя вставать, делать утреннюю гимнастику, чистить зубы, мыть руки перед едой и т.п.
Журнал «Мой кроха и Я», №1-2/2001