Характер человека зависит от наследственности, от врождённого темперамента, от социальной среды, количества воспитателей (бабушек, дедушек)и других факторов. Прямой зависимости характера от метода воспитания нет. Тем не менее учёные по некоторым психологическим признакам делят детей на три группы, которым соответствуют определённые методы воспитания.
Первый тип — это инициативные, общительные, добрые дети и авторитетные родители.
Авторитетные родители считают, что детей надо воспитывать только своим примером.
Они любят и хорошо понимают своих детей, предпочитая методам наказания методы убеждения и объяснения критериев «хорошо» и «плохо». Они хвалят своих детей. Они требуют от детей понимания собственных поступков и осмысленного поведения,стараясь им помочь, вселить уверенность и развить самостоятельность. Они чутко относятся к запросам и потребностям детей, но проявляют твёрдость, когда дети капризничают или не слушаются, тем более если это сопровождается немотивированными вспышками гнева или ярости.
Такие родители развивают любознательность и поддерживают естественное любопытство детей, не навязывая им своих точек зрения. Дети таких родителей более уверены в себе, у них лучше развито чувство собственного достоинства и самоконтроль, они лучше и быстрее налаживают взаимоотношения со сверстниками.
Второй тип — это раздражительные, властные, склонные к конфликтам дети и авторитарные родители.
Авторитарные родители думают, что ребёнку не следует предоставлять слишком много свободы и прав. Он должен во всём беспрекословно подчиняться их воле, выполнять их желания.
Они лишают ребёнка самостоятельности и всякой возможности возражать взрослым, даже в тех случаях, когда он прав. Они редко объясняют и обосновывают свои собственные поступки. Главный метод их воспитания- это жёсткий контроль за поведением ребёнка, система запретов за любое нарушение, замечания, окрики, выговоры и наказания.
Они скупы на похвалы, они жёстки и слишком требовательны, между такими родителями и детьми очень редко возникает чувство привязанности и душевной близости.
Вследствие жёсткого контроля у детей часто возникает чувство вины и страха, которое потом может развиться в такие качества, как подозрительность, угрюмость, тревожность. Даже во взрослом состоянии такие люди не могут преодолеть этих недостатков и с детства несут эти чувства, которые принято объединять в понятие комплекса вины.
Третий тип — это импульсивные, агрессивные дети и снисходительные, безалаберные родители.
Безалаберные родители пускают процесс воспитания на самотёк и разрешают детям делать всё, что им захочется.
Они даже не обращают внимания на вспышки гнева и ярости и агрессивное поведение детей и разрешают делать всё, что вздумается. Они не склонны контролировать детей и не требуют ни самостоятельности, ни ответственности.
Дети таких родителей не способны к самоконтролю и уже с первого класса имеют неприятности из-за плохой дисциплины. На просьбы школы как-то отреагировать на плохое поведение детей родители обычно в порыве гнева физически наказывают их или грубо отчитывают. Такие родители часто лишают своих детей родительской любви, внимания и сочувствия. Если у матери с отцом методы воспитания противоположны, то ребёнок в такой семье растёт противоречивым, стараясь приспособиться к разным требованиям.
Часто такие дети воспитываются в неблагополучных семьях. Они отличаются низким уровнем самоконтроля и заниженной самооценкой. Им бывает нелегко справиться со своей импульсивностью, заносчивостью, управлять желаниями и оценивать свои потребности.